Меню

Облученской дистанции пути 100 лет

30.03.2012

В  феврале дистанции пути ПЧ-1 в Облучье исполнилось 100 лет. Принято решение – это юбилейное событие в Облученской дистанции пути отметить торжественно 29 июня.


 В 1908 году Государственная дума утвердила проект строительства Амурской железной дороги, состоящей из 3-х частей. Восточная часть проекта включает участок от реки Бурея до Владимировки (Покровка).


От Архары до Хабаровска трасса пролегает по лесистым отрогам Малого Хингана, постепенно поднимаясь на него и в районе Лагар-Аула (наивысшая точка дороги – 379 метров над уровнем моря) по перевалу пересекает хребет. На участке Лагар-Аул – Биробиджан, спускаясь с горного массива, дорога идёт параллельно реке Большая Бира.


На участке от Архары до Биры за 1912-1914 годы были построены мосты через реки Архара, Мутная, Кульдур, Кимкан и 7 тоннелей: Рачинский, Тарманчуканский, Малый и Большой Казачинские, Касаткинский, Облученский, Лагар-Аульский. Все тоннели строились под два пути, хотя укладывался только один.


Одновременно со строительством дороги быстро рос поселок Сололи – бывшее эвенкийское стойбище, расположенное вдоль дороги. Посёлок скоро превратился в большую станцию Облучье, название которой дано по конфигурации железнодорожной трассы.


Укладка рельс Восточной части Амурской железной дороги началась 12 февраля 1912 года, производилась с двух сторон и в феврале 1914 года на 180 версте от Хабаровска, в восьми верстах от реки Кимкан на станции Облучье состоялось торжество по случаю смычки рельс и открытия сквозного движения по Амурской железной дороге от станции Куэнга в Забайкалье до левого берега Амура. Сквозное движение открыл поезд, в котором проследовали главный руководитель края шталмейстер Н.Л. Гондатти и начальник работ по сооружению дороги инженер А.В. Ливеровский.


В газете «Приамурские ведомости» от 27 марта 1915 года Управление Постройки Восточно-Амурской железной дороги объявило, что с 10 марта с.г. — «установлена перевозка платных частных грузов, а равно пассажиров и багажа поездами постройки между станциями Владивосток – Домикан и Архара – Иннокентьевка».


Главная линия Амурской железной дороги от Куэнги до Хабаровска была разделена на околотки по 24 версты. А каждый околоток – на три отделения, длиной в среднем по восемь верст.


О правильной эксплуатации пути в те годы не могло быть и речи. Сокращение кредитов в период первой мировой войны привело к вводу в действие Амурской железной дороги при наличии весьма значительных недоделок. Исправить положение не было возможности.


 Гражданская война нанесла дополнительный ущерб. Несмотря на все трудности в период борьбы с войсками атаманов Семёнова, Гамова, генерала Хорвата, барона Унгерна и интервентов путевые рабочие обеспечивали пропуск эшелонов с войсками, оружием и продовольствием.


В 1922 году состояние путевого хозяйства было крайне ветхим…


Шпальное хозяйство было в таком чрезвычайно плохом состоянии, что участок дистанции в начале лета 1922 года стоял на грани остановки движения поездов. При смене шпал на новые, вынимаемые шпалы не годились даже для отопления. После смены шпал к концу 1922 года скорость движения была доведена на отдельных участках до 20 верст в час.


Во время гражданской войны часть сооружений была разрушена и временно восстанавливалась на шпальных клетках. Мост через реку Архара был восстановлен в 1925 году…



Александр Дорошенко                     


председатель профкома ПЧ-1


Облучье